ЧАСТЬ 1
Физиогномика как наука о строении лица, впитавшая в себя мудрость
древних цивилизаций, XX век встретила в неопределенно двойственном
состоянии. Наш век точных технологий хоть и опирается в некоторых своих
исследованиях на этот бесценный опыт, как на фундамент, но с другой
стороны, вроде бы и не признает за физиогномикой права называться
наукой. В какой-то степени этому способствует великое множество
«популярной» литературы: мол, стоит взглянуть на лицо человека, и все
сразу станет понятно - определенная форма глаз заставит сильно
задуматься, конфигурация носа и вовсе диагноз, а уж о подбородке и
говорить нечего – он выдает своего владельца, что называется, с
потрохами!
Чем-то мне это напоминает астрологические прогнозы, печатающиеся на
последней странице многих изданий: мол, несколько миллионов Дев на всем
земном шаре на этой неделе ожидают денежные потери, а всем Ракам стоит
избегать морских путешествий. Поневоле у каждого здравомыслящего
человека возникают вполне оправданные сомнения в достоверности таких
«прогнозов». Между тем все мы прекрасно знаем, что наука астрология едва
ли не самая древняя на Земле и в своих истинных, не искаженных основах
отличается точными до минуты и строго индивидуальными расчетами.
Но вернемся к физиогномике. Очень может быть, что некоторые ее выкладки
покажутся нам наивными и, мягко говоря, сомнительными. Но если очистить
их от налета популяризации и попытаться понять, что же имели в виду
древние ученые, то, возможно, мы изменим свое мнение о науке «читать по
лицам».
История лица
С древнейших времен люди стремились по внешним признакам судить о
внутреннем состоянии человека. Любой уважающий себя жрец, шаман или
лекарь в совершенстве владел наукой «чтения» лица, определяя по нему не
только болезни, но и характер и будущее человека. 5000 лет назад
греческий мыслитель Гермес Трисмегист высказал гениальную мысль: «Что
внутри, то и снаружи». Наши великие предки были уверены, что тело не
лжет, оно как зеркало отражает фактическое положение вещей.
Современные ученые согласны со своими предшественниками в том, что
наружные покровы человека представляют собой гигантскую сигнальную
систему, состоящую из множества информационных знаков, позволяющих
судить если не о характере человека в целом, то уж точно о наличии у
него тех или иных болезней.
Итак, физиогномика – это учение о внешних проявлениях и признаках
наблюдаемых явлений в организме человека, в его физическом облике.
Традиционно считается, что основателем этой науки является выдающийся
ученый и философ Аристотель. Он полагал, что по общему выражению и
некоторым чертам лица можно распознать сущность индивидуума, оценить
уровень его интеллекта и одаренности. Однако, по данным некоторых
историков, задолго до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор, и
именно он является основоположником этой науки.
В Средние века отдельные взгляды физиогномистов разделяли и в той или
иной степени совершенствовали Ибн Сина (980-1037) и ряд ведущих
алхимиков, в эпоху Возрождения – И. Скотт и Леонардо да Винчи, в
XVI-XVIII столетиях – английский философ Ф. Бекон и швейцарский
священник, поэт и художник Иоганн Гаспар Лафатер, который своей
популярностью непревзойденного физиогномиста затмил императоров и
королей. На его выступления и физиогномические сеансы съезжались
поклонники из Европы и других стран. Лафатер опубликовал четырехтомный
труд «Физиогномические фрагменты» (1775-1778), ставший новым подходом к
физиогномике. Лафатер писал, что «лица настолько же доступны чтению,
насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в
короткое время и меньше обманывают нас».
Эстафету Лафатера принял в середине XIX века известный психиатр и
криминалист профессор Туринского университета Чезаре Ломброзо, труды
которого по физиогномике переводятся и издаются и поныне. Основываясь на
исследовании 4000 преступников, Ломброзо вывел теорию, согласно которой
имеется целый ряд черт лица, указывающий на предрасположенность
человека к совершению преступлений.
Лев глазами бедуинов
Собственным и очень интересным путем развивалась физиогномика в странах
Древнего Востока. Здесь очень большой популярностью пользовалась кийяфа –
искусство бедуинов, способных читать человеческое лицо как открытую
книгу. Умение это бережно передавалось из поколения в поколения по
мужской линии. Так, человек, по обличию схожий со львом, объявлялся
отважным, милосердным, гордым и терпеливым; похожий на леопарда –
хвастливым, злопамятным и вероломным; высокий лоб свидетельствовал о
глупости, узкий лоб – о ловкости движений, а залысины – о низости духа.
Глаза средней величины говорили об уме и хорошем характере, неподвижный
взор – о скудоумии. Огромное значение бедуины также придавали родинкам.
В Средние века богатые арабы, выбирая на рынке рабов, целиком и полностью опирались на приметы лица.
А столь популярная в наши дни наука Древнего Востока, основанная на
акупунктуре? Это прямой наследник разработок восточных ученых –
физиогномистов, считавших, что все внутренние органы человека имеют свой
выход, отражение на внешних покровах.
Особенно большое развитие искусство чтения лиц получило в Японии, где и
сегодня в отличие от прагматической Европы оно весьма востребовано.
Например, для удобства чтения японцы условно делят лицо человека на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю...